Dum spiro, spero
Бекинбауэр? Ха-ха-ха!
читать дальшеИзучение древнерусской книжности, как основного источника древнерусской мысли активно велись в России еще с первой половины XIX века, однако к началу ХХ века были почти полностью приостановлены – ученые и наука вообще находились в тяжелом материальном положении – не хватало бумаги и средств для ведения исследований. К тому же многие медиевисты были попросту высланы из страны в ходе репрессий. Та же участь постигла и их работы.
Однако к началу 40-х годов произошло возвращение к изучению истории и мысли Древней Руси. К этой проблеме необходимо стало обратиться по различным причинам.
Первым после длительного перерыва серьезным трудом стала работа Т.И. Райнова «Наука в России в XI - XVII вв.: Очерки по истории донаучных и естественнонаучных воззрений на природу» (М.-Л., 1940). До сих пор издание и обзор памятников древнерусской мысли если и проводился, то носил случайный и несистематический характер. В этой же книге приведены были самые различные оригинальные источники: летописи, жития, правовые источники, «Травники», «Лечебники» и др. Труд Т.И. Райнова был дополнен работой «История естествознания в России» (М., 1957. Т.1. Ч.1). Эти работы положили начало изучению натурфилософских взглядов в Древней Руси. В последствии эти исследования велись довольно эффективно – в 50 - 90-х годах вышел целый ряд книг, посвященных этой проблеме. Некоторые из них: сборник статей «Очерки по истории русской психологии» (М., 1957), монография М. В. Соколова «Очерки истории психологических воззрений в России в XI - XVII вв.» (М.,1963), ряд монографий историка древнерусской медицины Н.А.Богоявленского, работы В.К. Кузакова «Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X - XVII вв.» (М., 1976), «Отечественная историография истории науки в России X - XVII вв.» (М.,1991), сборники «Естественнонаучные представления Древней Руси» (М., 1978 – 1988).
Помимо изучения натурфилософских взглядов и теоретических воззрений Древней Руси, большой интерес представляло рассмотрение роли человека в то время в древнерусской культуре. Этой проблемой, в частности, занималась филолог В.П. Адрианова-Перетц в работах «К вопросу о изображении «внутреннего человека» в русской литературе Х1-Х1У вв.// Вопросы изучения русской литературы XI - XX вв» (М; Л. 1958 г), «Человек в учительной литературе Древней Руси» (ТОДРЛ. Л., 1972. Т.XXVII). Проблема человека так же представлена в труде Д.С.Лихачева «Человек в литературе Древней Руси» (1-е изд. М., 1958; 2-е изд. М.,1970)
Помимо теоретической ценности изучение древнерусской мысли носило вполне практический характер. Большой интерес представляло рассмотрение таких проблем, как возникновение самовластия и так называемой «древнерусской народности», а так же вопросов «веры», «правды». Эти вопросы стали актуальными, например, для объединения русского народа на идеологическом уровне во время Второй Мировой войны. Тогда на службу идеологии были призваны научные исследования народности и нации, например, в работах Покровского М.Н. «Историческая наука и борьба классов» Вып. I. (М.-Л., 1933), Державина Н.С. «Происхождение русского народа» (М., 1944).
Так же, говоря об интересе к проблеме власти и самовластия, стоит отметить таких исследователей, как А. А. Зимин, А. И. Клибанов, Я. С. Лурье.
В конце 80-х, начале 90-х годов большое значение приобрело так же изучение политических форм, существовавших в Древней Руси, например, в работе Ковлера А.И. «Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории» (М., 1990), посвященной в частности рассмотрению проблемы демократии на Руси.
Так же значительной подоплекой для детального изучения древнерусской мысли является проблема институциализации древнерусской философии в качестве самостоятельного направления историко-философских исследований, начавшейся с очерка Тихомирова М.Н. «Философия в Древней Руси» . В дальнейшем эти проблемы рассматривались в работах, представленных в сборниках «У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов» (Киев, 1983); «Исторические традиции философской культуры народов СССР и современность» (Киев, 1984);«Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов» (Отв.ред. В.С.Горский. Киев, 1988); «Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки)» (Киев, 1988). «Отечественная философская мысль XI - XVII вв. и греческая культура» (Киев, 1991). В юбилейных сборниках и статьях 1987-1988 гг., посвященных 1000-летию принятия христианства также затрагивались философские проблемы, и в частности взаимодействие философской мысли Древней Руси с философскими традициями других стран. Под редакцией В.Ф. Пустарнакова в 1991 г. в Москве вышел сборник научных трудов «Международные идейно-философские связи Руси XI - XVII вв.». Первой обобщающей работой по истории философской мысли в Древней Руси с X по XVII вв. стала монография А.Ф. Замалеева «Философская мысль в средневековой Руси» (Л., 1987). Вслед за этой работой вышли монографии В.С. Горского «Философские идеи в культуре Киевской Руси XI - нач. XII вв.» (Киев, 1988), Л.В. Полякова «Философские идеи в культуре Древней Руси.» (М., 1988), и учебное пособие М.Н.Громова и Н.С. Козлова «Русская философская мысль Х-ХVII вв.» (М., 1990).
В данной работе я постараюсь на основе различных источников провести обзор рассмотрения этих проблем, а так же представить различные точки зрения по каждой из них.
читать дальшеИзучение древнерусской книжности, как основного источника древнерусской мысли активно велись в России еще с первой половины XIX века, однако к началу ХХ века были почти полностью приостановлены – ученые и наука вообще находились в тяжелом материальном положении – не хватало бумаги и средств для ведения исследований. К тому же многие медиевисты были попросту высланы из страны в ходе репрессий. Та же участь постигла и их работы.
Однако к началу 40-х годов произошло возвращение к изучению истории и мысли Древней Руси. К этой проблеме необходимо стало обратиться по различным причинам.
Первым после длительного перерыва серьезным трудом стала работа Т.И. Райнова «Наука в России в XI - XVII вв.: Очерки по истории донаучных и естественнонаучных воззрений на природу» (М.-Л., 1940). До сих пор издание и обзор памятников древнерусской мысли если и проводился, то носил случайный и несистематический характер. В этой же книге приведены были самые различные оригинальные источники: летописи, жития, правовые источники, «Травники», «Лечебники» и др. Труд Т.И. Райнова был дополнен работой «История естествознания в России» (М., 1957. Т.1. Ч.1). Эти работы положили начало изучению натурфилософских взглядов в Древней Руси. В последствии эти исследования велись довольно эффективно – в 50 - 90-х годах вышел целый ряд книг, посвященных этой проблеме. Некоторые из них: сборник статей «Очерки по истории русской психологии» (М., 1957), монография М. В. Соколова «Очерки истории психологических воззрений в России в XI - XVII вв.» (М.,1963), ряд монографий историка древнерусской медицины Н.А.Богоявленского, работы В.К. Кузакова «Очерки развития естественнонаучных и технических представлений на Руси в X - XVII вв.» (М., 1976), «Отечественная историография истории науки в России X - XVII вв.» (М.,1991), сборники «Естественнонаучные представления Древней Руси» (М., 1978 – 1988).
Помимо изучения натурфилософских взглядов и теоретических воззрений Древней Руси, большой интерес представляло рассмотрение роли человека в то время в древнерусской культуре. Этой проблемой, в частности, занималась филолог В.П. Адрианова-Перетц в работах «К вопросу о изображении «внутреннего человека» в русской литературе Х1-Х1У вв.// Вопросы изучения русской литературы XI - XX вв» (М; Л. 1958 г), «Человек в учительной литературе Древней Руси» (ТОДРЛ. Л., 1972. Т.XXVII). Проблема человека так же представлена в труде Д.С.Лихачева «Человек в литературе Древней Руси» (1-е изд. М., 1958; 2-е изд. М.,1970)
Помимо теоретической ценности изучение древнерусской мысли носило вполне практический характер. Большой интерес представляло рассмотрение таких проблем, как возникновение самовластия и так называемой «древнерусской народности», а так же вопросов «веры», «правды». Эти вопросы стали актуальными, например, для объединения русского народа на идеологическом уровне во время Второй Мировой войны. Тогда на службу идеологии были призваны научные исследования народности и нации, например, в работах Покровского М.Н. «Историческая наука и борьба классов» Вып. I. (М.-Л., 1933), Державина Н.С. «Происхождение русского народа» (М., 1944).
Так же, говоря об интересе к проблеме власти и самовластия, стоит отметить таких исследователей, как А. А. Зимин, А. И. Клибанов, Я. С. Лурье.
В конце 80-х, начале 90-х годов большое значение приобрело так же изучение политических форм, существовавших в Древней Руси, например, в работе Ковлера А.И. «Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории» (М., 1990), посвященной в частности рассмотрению проблемы демократии на Руси.
Так же значительной подоплекой для детального изучения древнерусской мысли является проблема институциализации древнерусской философии в качестве самостоятельного направления историко-философских исследований, начавшейся с очерка Тихомирова М.Н. «Философия в Древней Руси» . В дальнейшем эти проблемы рассматривались в работах, представленных в сборниках «У истоков общности философских культур русского, украинского и болгарского народов» (Киев, 1983); «Исторические традиции философской культуры народов СССР и современность» (Киев, 1984);«Человек и история в средневековой философской мысли русского, украинского и белорусского народов» (Отв.ред. В.С.Горский. Киев, 1988); «Отечественная общественная мысль эпохи средневековья (историко-философские очерки)» (Киев, 1988). «Отечественная философская мысль XI - XVII вв. и греческая культура» (Киев, 1991). В юбилейных сборниках и статьях 1987-1988 гг., посвященных 1000-летию принятия христианства также затрагивались философские проблемы, и в частности взаимодействие философской мысли Древней Руси с философскими традициями других стран. Под редакцией В.Ф. Пустарнакова в 1991 г. в Москве вышел сборник научных трудов «Международные идейно-философские связи Руси XI - XVII вв.». Первой обобщающей работой по истории философской мысли в Древней Руси с X по XVII вв. стала монография А.Ф. Замалеева «Философская мысль в средневековой Руси» (Л., 1987). Вслед за этой работой вышли монографии В.С. Горского «Философские идеи в культуре Киевской Руси XI - нач. XII вв.» (Киев, 1988), Л.В. Полякова «Философские идеи в культуре Древней Руси.» (М., 1988), и учебное пособие М.Н.Громова и Н.С. Козлова «Русская философская мысль Х-ХVII вв.» (М., 1990).
В данной работе я постараюсь на основе различных источников провести обзор рассмотрения этих проблем, а так же представить различные точки зрения по каждой из них.