Dum spiro, spero

Немного конструктивного.Если бы Шейн был членом какой-нибудь преступной группировки, он непременно предложил бы своим боссам Криппл-Крик в качестве штаба организации. Лучшего места для этого было не сыскать. Еще учась в Академии, Шейн читал об организованных группах, обитавших в конце позапрошлого века в маленьких городах в Юте, где никто и не заподозрил бы червоточины. Криппл-Крик в точности походил описанием на те города - разве что долбанутых мормонов в нем было куда меньше. Благополучие голода полностью зависело от работающих в городских предместьях шахт и пивоваренного завода. Большая часть взрослого населения и примерно половина подростков работали либо в одном, либо в другом. Уровень преступности был таким смехотворным, что Шейна регулярно приглашали в Денвер, чтобы там губернатор штата вручил ему почетную грамоту "За доблестную борьбу со злом", а Шейн каждый раз чувствовал, что получает ее совершенно ни за что - просто преступники Криппл-Крика были взрощены на том самом пиве, что варили на дочернем заводе Бостонского "Сэмюэля Адамса", а заезжие гастролеры быстро проникались местным духом и настроением, и тоже предпочитали пропустить по кружечке лагера, а не звездануть этой кружечкой бармена в надежде на наживу.
- Таким Криппл-Крик сделали местные власти,- любил говорить Квентин Джордж Фокс своим сыновьям, имея в виду, конечно, что это заслуга именно Фоксов. И оба - и Нейтон, и Шейн - свято в это верили. Но Нейтон всегда был лучшим адептом отцовской веры. Шейн же, с младенчества знавший, какая судьба его ждет, соглашался не потому что верил на слово, а потому что миллион раз проходил мимо золотой таблички, висящей на стене полицейского управления Криппл-Крика, на которой имена его деда и отца были выгравированы немного большим шрифтом, чем имена прочих местных героев.
С каждым днем после смерти и Нейтона, и Квентина, ходить мимо этой таблички Шейну Фоксу становилось все более стыдно. Не отпускало навязчивое ощущение, что уж он бы непременно оказался в этом списке местных героев в самом конце. Скорее всего из-за того, что времена страшных преступлений, сотрясающих мирную жизнь маленького городка, давно миновали - усилиями старших Фоксов. А последнее из таких преступлений так и осталось нераскрытым. Последнее дело Нейтона. И непрекращающаяся головная боль Шейна.
- Надеюсь, этого хватит,- Кэрол Смит опустила перед ним на стол очередную стопку папок. Шейн поднял на нее глаза, на секунду оторвавшись от бумаг, и улыбнулся.
- Спасибо,- Кэрол была стажеркой в полицейском архиве. Шейн был почти уверен - она одинаково мила со всеми редкими посетителями, и его выделяет из прочих вовсе не потому, что он заходит чаще всех, и не потому что "ну кто же не знает Фоксов!". Хотя бы из-за того, что Кэрол была родом из Адженды, штат Небраска, и в Колорадо приехала всего полгода назад.
- Может, я могу еще чем-то помочь? - Кэрол отступила от стола на шаг и сцепила руки за спиной. Шейн потер усталые глаза и окинул ее быстрым взглядом. Девушка была так похожа на его племянницу Дженни, живущую сейчас вместе с матерью в Денвере, что Шейну стало даже не по себе. Конечно, все дело было в том, что ничего необычного во внешности Кэрол не было - лицо без особых примет. Симпатичная фигурка, плохо скрытая под строгим дешевым костюмом. Светло-русые волосы затянуты в пучок на затылке. Веснушки, глаза маловаты для открытого скуластого лица, но этот изъян почти незаметен. Этой девочке прыгать бы в команде чир-лидерш на матче Денвер Наггетс, задирая короткую юбку и размахивая желто-синими пампонами, а не пылиться в этой дыре вместе с ним.
- Иди домой, Кэрол, уже поздно,- Шейн снова улыбнулся ей. Пожалуй, Кэрол была единственным человеком, действительно помогавшим ему в его расследовании. Даже если помощь эта заключалась в том, что она приносила ему бесконечные тяжелые папки и иногда предлагала сварить кофе.
- Не так уж и поздно,- пожала плечами Кэрол,- миссис Чальмс покормит Констанцию, если что. А мне еще нужно запереть архив.
Шейн едва заметно усмехнулся - очень не хотелось напоминать Кэрол, что запирать архив - лишняя трата времени. За все время существования никто ни разу не залез в него и не выкрал ни одной бумажки, даже тогда, когда старый Раймонд, подслеповатый и глухой, как пень бывший архивариус, чуть ли не оставлял двери настежь. Но Кэрол явно намеревалась остаться и дождаться, пока Шейн закончит свои исследования. Любопытно, зачем? Не закралась ли в девичью головку шальная мысль, что капитан Фокс приходит общаться с пыльными папками не просто так. Сама мысль была настолько же нелепой, насколько Кэрол походила на Дженни. Никаких попыток его соблазнить, однако, Кэрол не совершала - если не считать такой попыткой неизменную, почти навязчивую помощь.
- Я уже тоже, наверно, пойду,- сказал Шейн, поднимаясь из-за стола,- сейчас действительно поздно. Тебе подвезти, Кэрол?
Она покачала головой.
- Я живу в одном квартале - дойду пешком,- ответила Кэрол - без кокетства и жеманства,- приберусь здесь и пойду. А вы идите, капитан - у вас очень усталый вид.
- Ладно,- Шейн протянул ей руку, и Кэрол церемонно ее пожала,- спасибо, стажер Смит, вы были сегодня мне очень полезны.
- Рада стараться, сэр! - откликнулась Кэрол, потом прыснула в ладошку и, подхватив папку, двинулась из комнаты прочь.
***
- ...следов насилия нет. Веревка - обычная, синтетическая - такой пользуются шахтеры,- сержант поднял глаза от блокнота на Шейна.
- Отправить на анализ,- ровно проговорил он,- отпечатки пальцев, следы срезов. Если понадобится, перешлите в Денвер на дополнительные генетические тесты.
- Нет ни следов взлома, ни синяков на спине,- сержант покрутил в пальцах карандаш,- вам, конечно, виднее, капитан, но по мне так обычное самоубийство.
Обычное самоубийство - как же. Шейн одарил Сержанта тяжелым взглядом, и тот, захлопнув блокнот, поспешил ретироваться.
Кэрол Смит обнаружили в семь утра. Главный архивариус Кристин Мейси, как обычно, пришла на работу и нашла ее, сидящей на полу рядом с одним из архивных шкафов. Веревка (обычная, "шахтерская" бечева) одним концом была привязана к стойке шкафа, другой - охватывала шею девушки. По мнению экспертов смерть наступила в районе часа ночи - значит, через полчаса, после того как Шейн попрощался с Кэрол, и она хихикнула в ладошку.
Но сержант был прав - все это было куда больше похоже на самоубийство, чем в случае с Нейтоном. Никаких откровенных нестыковок, ни следов взлома, ни насилия - кажется, перед тем, как повеситься, Кэрол заперла архив изнутри. И все же, несмотря на это, Шейн мог поклясться, что Кэрол Смит - та симпатичная болельщица, так похожая на Дженни - ни за что не стала бы кончать с собой. Таким девчушкам положено страдать напоказ, или по крайней мере умирать не в такой будничной атмосфере. Один из экспертов высказал предположение, что смерть наступила по неосторожности - вроде как побочный эффект эротической асфиксии. Девочка слишком увлеклась. Этот вариант подтверждало отсутствие посмертной записки и нижнего белья на Кэрол. Сержант Крэнк, смущаясь, сообщил, что "Кей вообще редко его носила. Отвязная была штучка". Но Шейн, у которого от одной мысли об этом голова начинала пухнуть, представить себе не мог, зачем (даже если это правда) Кэрол понадобилось мастурбировать в архиве, когда дома ее ждала только игуана Констанция в стеклянном аквариуме?
Коронеры, закончив свои дела, застегнули тело в мешок - Шейн успел взглянуть на него лишь мельком. Жертв удушения на своем веку ему видеть приходилось, и Кэрол была ничем не лучше остальных - распухшее лицо, почерневший язык, закатившиеся глаза и багровый след на шее. Детектив Кимски подошел к Шейну, когда тот провожал взглядом носилки с телом.
- Знали ее? - спросил он без обиняков, и Шейн посмотрел на него искоса. Более дурацкого вопроса было не придумать - в Криппл-Крике капитану полиции города полагалось знать всех. Но Шейн подозревал, что в случае с "отвязной Кей" Майк Кимски имел в виду вовсе не это.
- Я был последним, кто ее видел,- ответил Шейн спокойно,- предположительно.
- Предположительно? - уточнил Майк, и в его голосе Шейн с легким раздражением уловил иронию,- вы считаете, она не сама это сделала?
- Или к ней зашел кто-то, после беседы с которым, она на это решилась,- отозвался Шейн. Такая версия была не столь уж и безумна. В конце-концов, прощаясь, Кэрол выглядела вполне довольной жизнью. Усталой, но что в этом странного?
Камер внутреннего наблюдения в архиве, разумеется, не было - городской бюджет и сам-то архив и единственного его сотрудника содержал лишь из уважения к традициям. Никаких следов чужого присутствия и, разумеется, никаких свидетелей.
- Даже если так, мы все равно его не найдем, если он сам не признается,- заметил Майк, пожимая плечами,- жалко ее.
Шейн покачал головой. Кимски, конечно, был прав - шансов найти предположительного посетителя сейчас практически не было. Полночь в Криппл-Крике - это уже глубокая ночь, а рядом с архивом - ни одного открытого заведения, ни одного обитаемого дома.
- Ладно, Кимски,- Шейн поплотнее запахнул пальто - собирался дождь, и влажный ветер норовил пробраться под его полы,- поехали к ней домой, посмотрим, что там можно найти.
- Вы сами поедете, кэп? - немного удивленно переспросил Кимски, и Шейн наградил его мрачным взглядом. Ну конечно - вот странность. Капитан полиции, вместо того, чтобы вернуться в участок и запереться в своем кабинете, решил заняться оперативной работой. Взгляд был достаточно красноречив, чтобы Кимски, улыбнувшись, кивнул,- всегда мечтал посмотреть на Лиса в действии,- заметил он, и Шейну пришлось улыбнуться в ответ.
***
Миссис Чальмс - толстая чернокожая женщина в цветастой тунике и черных леггинсах - отперла им дверь квартиры Кэрол и передала Майку ключи. На Шейна она смотрела искоса, подозрительно, хотя, конечно, знала, кто перед ней. Но доверять хозяйка предпочитала не бравому капитану полиции со знаменитой фамилией, а черному брату.
- Она была хорошей девочкой,- заметила миссис Чальмс, и Шейн буквально услышал ее недосказанное "Хоть и белой шлюшкой",- всегда платила вовремя и читала мне газету по утрам. А то что иногда приходила навеселе - так то молодость. Парней не водила - и ладно.
"Приходила навеселе" - час от часу не легче. Шейн не подал вида, что удивился, но этот аспект жизни Кэрол Смит все же стал для него сюрпризом. Нет, конечно, проблема алкоголизма в таком городе, как Криппл-Крик, стояла довольно остро - чем еще было заняться шахтерам в месте, где вторую отрасль промышленности составляло пивоварение? Но Кэрол Смит не была похожа на ту, что могла приходить домой пьяной, да еще и так часто, чтобы хозяйка упомянула об этом сейчас. Впрочем, она также не была похожа на девицу, разгуливающую по архиву без трусов и на "отвязную штучку", и скорее уж Шейн должен был сейчас усомниться в своей профессиональной проницательности.
Когда дверь комнаты Кэрол закрылась за их спинами, Кимски посмотрел на капитана.
- Гонит эта старушенция,- заметил он,- в нашем городишке нажраться можно в пяти, ну семи местах, и ни в одном из них Кэрол не была частой гостьей - я бы знал.
Шейн не стал уточнять, откуда в Майке была такая уверенность, а просто кивнул.
Комната Кэрол выглядела так, словно ее обставляли, сверяясь с пособием "Как купить все, что нужно, на пять баксов а потом еще пообедать". Обстановка выглядела настолько нежилой, что Шейн усомнился на мгновение - а ночевала ли Кэрол здесь вообще? Выкрашенные в неровно серый цвет стены, на единственном узком окне - даже штор не наблюдалось. Кровать застелена, как в армии - если уронить на покрывало монетку, она отскочит. Абсолютно пустой письменный стол. Стеллаж с несколькими книгами. Аквариум с игуаной - у окна. Констанция таращилась на незваных гостей выпуклым зеленым глазом.
Майк деловито подошел к столу и выдвинул два из трех ящиков. Шейн, тем временем, осматривал книжные полки. Ничего необычного - ровным счетом ничего, хотя он уже был морально готов найти в коллекции загадочной чир-лидерши Кэрол труды Блавацкой и Лавкрафта. Большой атлас автомобильной ассоциации Америки, несколько романов в мягких обложках, два словаря - один толковый, другой англо-немецкий. И все, никаких таинственных книг в переплете из человеческой кожи, никакого тайного знания.
- Интересно, где она шмотье хранила? - вопросил Майк, разглядывая аккуратно сложенные пачки презервативов, пустой блокнот и несколько тюбиков губной помады, сваленных во втором ящике стола. Шейн снова огляделся, хотя в этом не было необходимости. Он и так знал - Кимски прав. Ни комода, ни даже маленькой тумбочки в комнате не было. На спинке кровати чинно висело светлое платье и какие-то брюки, но Шейн был твердо уверен - гардероб Кэрол этим набором не ограничивался. Впечатление, что в этой комнате девушка не то что не жила, даже ночевала редко, только усилилось.
- Конспиративная, блин, квартира,- Майк подергал ручку последнего ящика стола. Тот не поддался. Шейн подошел ближе.
- Шпионские страсти не дают тебе покоя? - поинтересовался он, беря из верхнего ящика, где Кэрол хранила всякую канцелярскую мелочь, большую металлическую скрепку.
- Вы бы не так скептично относились к этому, капитан,- заметил Майк,- всякое бывает. Террористы норовят взорвать нас всех, Бен-Ладден не дремлет, все такое.
- Кэрол на исламскую террористку похоже также, как миссис Чалмс на мою мамашу,- отозвался Шейн - два движения скрепкой в нехитром замке, и ящик открылся. Майк присвистнул.
- Ну вы даете, кэп!
- Ерунда. Я так из отцовского стола конфеты таскал в детстве - он был большой их любитель, а нам с братом полагалось беречь зубы,- ответил Шейн, выдвигая ящик. На самом его дне, у дальней стенки лежала катушка синих ниток с воткнутой иглой и лоскут белой ткани. Шейн осторожно вытащил и то, и другое.
- Ну и что это за хрень? - поинтересовался Майк, заглядывая ему через плечо,- зачем хранить нитки в запертом ящике - да еще в квартире, где даже одежды нет.
Шейн, покрутив в пальцах белый лоскут, неожиданно почувствовал, что стало холодно. Словно откуда-то вдруг потянуло сквозняком, хотя поводов для такой реакции не было. Да, это была странная квартира, странная находка и странная смерть, но, черт возьми, не до такой же степени.
Шейн положил находки обратно в ящик.
- Что, мы их даже на анализ не заберем? - спросил Майк, но по голосу его было слышно - ответа ему не нужно.
- Нет. В этой квартире мы не обнаружили ничего, что объясняло бы ее смерть. Ни записок, ни улик, верно? - Шейн кинул взгляд на игуану. Ящерица за все это время не двинулась с места, а глаз ее неотрывно был направлен на них. Будь в Шейне чуть больше паранойи, хотя бы столько же, сколько в Кимски, он бы непременно проверил, а не шпионское ли это устройство со встроенной камерой.
***
Смерть Кэрол не давала Шейну покоя. Он принял и подписал рапорт Кимски о том, что дело это - проще простого. Самоубийство. Родственникам Кэрол в Небраску пытались позвонить - неприветливый голос сказал, что "Смитов вокруг пруд пруди, вам которого", а Майк не преминул отметить, что имя "Кэрол Смит" уж слишком было похоже на конспиративное прозвище. Шейн ответил, что если что-то "слишком", его и в расчет брать не стоит. Но сам он, конечно, взял в расчет все. Разумеется, самоубийство было громким событием для Криппл-Крика - за последовавшую за ним неделю на поверхность всплыло сразу несколько невероятных сведений о Кэрол Смит. Оказалось, что архивариус Кристин не могла наверняка сказать, откуда эта девушка взялась в архиве. Да, она была стажеркой, ее прислали из управления в городе Саус-Роуме (или Норд-Роуме, Кристин никак не могла припомнить), Кэрол предоставила все необходимые документы и работала хорошо, но ни в Саус-Роуме, ни в Норд-Роуме ни о какой Кэрол Смит ничего не знали. Все это вместе складывалось в совершенно абсурдную картину, и Шейн решил - стоит закрыть это дело поскорее, пока не всплыли какие-нибудь еще леденящие душу подробности. Он уже начинал подозревать, что Майк был не так уж и не прав, помянув террористов, а при всей скуке, в которую был погружен Криппл-Крик, визиты федеральных агентов и разгорание подобной шумихи Шейну было уж точно нужно в последнюю очередь.
Звонок в дверь раздался среди ночи, и Шейн проснулся мгновенно - рука метнулась к прикроватной тумбочке, где хранился револьвер. Звонок повторился, и капитан, сев в постели, накинул на плечи халат, сунул в карман пистолет и отправился в прихожую. Подходя к двери, он прислушался к себе и к своему легкому удивлению обнаружил, что не испытывает ни тревоги, ни волнения, ни даже какого-никакого интереса. Шейн словно твердо знал, кто стоит там, за дверью - для этого не надо было даже заглядывать в глазок.
На Кэрол был все тот же бесформенный костюм, только воротник на этот раз был повыше - закрывал шею и, должно быть, багровый рубец от веревки. Шейн отступил на шаг, посторонившись.
- Или я должен пригласить тебя, чтобы ты могла войти? - спросил он.
- Это лишнее,- ответила Кэрол. Голос ее звучал немного хрипло, словно она простыла. Ну еще бы - удушение веревкой редко благотворно влияет на голосовые связки.
Она вошла в прихожую медленно, чуть покачиваясь, и Шейн сразу вспомнил слова миссис Чальмс "А то что иногда приходила навеселе - так то молодость..." Кэрол в прихожей осторожно сняла туфли - надо же, какая вежливость - хладнокровно подумал Шейн. За ней по пятам, словно это он был ее гостем, капитан прошел в гостиную, и здесь Кэрол немного неуклюже опустилась в одно из кресел. Шейн остался стоять. Неприятная тяжесть револьвера оттягивала карман, и он на мгновение задумался - а поможет ли ему такое оружие, реши Кэрол что-то сделать? Едва ли.
- Как все странно получается,- проговорила Кэрол, подняв на Шейна взгляд. Глаза у нее были самые обычные - голубовато-серые. Взгляд немного рассеянный, но тоже не слишком,- вы так сетовали, что в вашем городе скучно, и даже не замечали того, что творилось под самым вашим носом.
- Я не такой хороший полицейский, как Нейтон и Квентин,- пожал плечами Шейн,- жаль вас разочаровывать.
Он осознавал, что разговор этот попахивает сумасшествием. Случись это несколько лет назад - когда Шейн проходил лечение сильнодействующими препаратами, это все еще можно было как-то объяснить. Сейчас же происходящее не лезло ни в какие ворота - повесившаяся на шахтерской веревке девушка из ниоткуда, сидела в его гостиной, а он - обычный полицейский, обычный человек - стоит перед ней и кидает ответные реплики. Нет, в этом деле поучаствовали явно не террористические группировки.
- Почему здесь? - спросил Шейн после того, как пауза в разговоре неприлично затянулась,- почему в моем городе?
- Всегда мечтала увидеть Лиса за работой,- произнесла Кэрол, и Шейн узнал тон и выражение Майка Кимски - словно девушка, лежа в черном мешке, слышала их разговор и теперь копировала его,- вы мне расскажите. У вас есть нить и игра - сшейте лоскуты вместе.
- Я оставил их в твоей комнате,- равнодушно отозвался Шейн. - я не хочу ни в чем таком участвовать, и потому просто хочу знать, как от тебя - или кто там говорит через тебя - избавиться.
- Хочешь? Действительно хочешь?- Кэрол впилась пальцами в подлокотники кресла и подалась вперед,- но разве не желаешь ты для начала что-то из этой ситуации извлечь. Ты понял уже, что все не так просто, и достаточно переступить одну черту, чтобы получить все, что пожелаешь?
- Что получила ты? - Шейн и сам не понял, как засунул руку в карман и сжал холодную рукоять пистолета.
- Тебе этого знать не обязательно,- ответила она и тут же улыбнулась - мягко и всепонимающе,- но ты не можешь не знать, чего больше всего хочешь сам. Как его зовут? Ник?
Пальцы сжались на рукояти сильнее. Шон на миг прикрыл глаза, но тут же распахнул их снова. Под веками, как живой, встал образ Ника Келли. Не то отстраненное холодное лицо, которое Шейн видел, прощаясь с ним перед его отъездом. Это было лицо счастливого - или по крайней мере довольного Келли. Он улыбался так, как улыбаются люди либо с совершенно чистой совестью, либо с полным ее отсутствием. Шейн бы многое отдал за то, чтобы украсть эту улыбку своими губами...
- Что? Что бы ты отдал? - ворвался в ход его мыслей голос Кэрол. - цена не так уж высока. Ее заплатил Нейтон. Ее заплатила я.
Шейн потряс головой, но тут же осознал, что рука уже успела вытащить револьвер из кармана и теперь сжимает его на весу, у самого плеча. Одно движение - и дуло уткнулось в лоб. Словно холодные шершавые губы старика запечатлели на нем короткий поцелуй. Шейн смотрел прямо на Кэрол.
- Нейтона убили,- упрямо сказал он,- и ты тоже скончалась при невыясненных обстоятельствах.
- Если захочешь, в отчете о твоей смерти напишут то же самое,- щедро предложила Кэрол,- суть от этого не изменится. Всего один шаг за черту - и ты увидишься с ним. Я обещаю.
Шейн чувствовал, как чуть подрагивающие от напряжения пальцы начали оттягивать курок. Он скорее почувствовал, чем услышал, как задвигался внутри патрон.
- Тебя здесь ничего не держит,- продолжала Кэрол мягко,- тебя ничто не останавливает.
Чудовищным усилием воли Шейн заставил себя опустить руку с револьвером и зажмуриться.
- Уходи,- выговорил он четко, а потом - громче, почти криком:- убирайся!
***
Он очнулся на скомканных влажных от пота простынях - на тумбочке жужжал телефон. Шейн быстро сел и, не глянув на определитель, ответил.
- Капитан,- раздался в трубке голос Майка Кимски,- вам бы приехать. Мы получили новые подробности по делу Кэрол Смит.
Шейн спустил ноги с кровати и потер глаза. Оглядел комнату. Пистолет, тяжесть которого все еще помнили его руки, лежал на своем обычном месте. Халат - на спинке кровати.
Сон. Идиотский и такой достоверный сон...
- Кэп? - позвал из трубки голос Майка.
- Да. Я приеду,- отозвался Шейн, вставая и чувствуя, как холодный поцелуй дула во лбу запылал резкой болью, словно теперь дуло упиралось в голову изнутри,- так быстро, как смогу.
Продолжение следует.
тело пропало?